ГлавнаяРегистрацияВход Arhi-Logos essays
Пятница, 22.09.2017, 09:06
Форма входа
Поиск по сайту

Меню сайта

Категории раздела
хроника [98]
ресурсы [71]
вещи и вещества [35]
город [134]
деревня [32]
транспорт [106]
космос [29]
лошади [47]
технологии [76]
деньги [60]
теория [66]
обучение [29]
антропология [52]
этимология [59]
религии [6]
загадки [96]
info [47]
склад [3]
translations [25]

Посетители

Статистика

Яndex, Openstat
Яндекс.Метрика

Поддержать автора
через Яндекс-деньги
через Visa или MasterCard

Главная » Статьи » технологии

Предтеча всех уставов

     В поисках следов древних месторождений и предприятий по добыче стратегического сырья – селитры (в первую очередь для черного пороха) попался прелюбопытнейший материал о древнейших способах управления массами работников.

    Около 330 года н.э. преподобный Пахомий Великий основал первый общежительный монастырь в верхней Фиваиде на нильском острове Тавенисси  (варианты написания Тавена,  Табенна, Табенисси, англ. Tabennae) и его устав монастыря не только стал образцом при создании всех последующих монастырей мира, но и воплотился в дальнейшем в уставах городов, военных, режимных организациях, транспортных, финансовых и прочих структурах, где нельзя обойтись без жёсткой дисциплины.

    Значимость опыта Тавенисиотского монастыря Пахомия Великого можно в какой-то степени сравнить (чисто ассоциативно по названию и профилю) с Тавистокским институтом человеческих отношений (Tavistock Institute) — некоммерческой исследовательской организацией в Великобритании, которая официально занимается психоаналитическим исследованием группового и организационного поведения, и которую конспирологи считают крупнейшим в мире бюро психологической войны, лабораторией мирового правительства.

    Устав монастыря – существенная, но производная деталь, главное здесь – появление общежительного монастыря и для этого важейшего момента надо сделать пояснение.

    Монастырь в современном понимании от первоначального отличается так же, как город от села. Монастериос – «одиночная жизнь», т.е. монастырем называлась совокупность разбросанных по некоей территории одиночных жилищ отшельников (монахов=рабов, сервов, колонов), которые жили в совершенно убогих жилищах,  самостоятельно что-то там добывали, «работая за еду» и приходили в главный офис-храм для отчета о своей деятельности, т.е. приносили добычу. Если бы не прямое указание на 4 век н.э., то можно было бы подумать что это относится к 17-началу 19 веков применительно к так называемой рассеянной мануфактуре. В частности, именно так было организовано собирание селитры в Нитрийской пустыне, иного варианта не получалось – селитра рассредоточена по площадям.

    Новизна обители Пахомия Великого заключалась именно в том, что монахи были собраны вместе (уже противоречие, ведь монах от "моно" - одиночка) и жили непосредственно при главном офисе-храме, хотя также в обособленных помещениях- кельях, но с точки зрения этимологии термина это уже был вовсе не монастырь, а объединенная (централизованная) мануфактура, завод с общежитием.

     Здесь надо сделать ещё одно пояснение. Обычно в религиозных текстах основное внимание уделяют количеству молитв, скудности питания и преодолению прочих трудностей жизни. Основное занятие, например, собирание селитры, само собой подразумевается как служение господу (и вообще это стратегический секрет), но кое-что из производственной жизни проскальзывает через цензуру. Поэтому по косвенным признакам видно чем они там занимались. Главным занятием Нитрийских монахов объявляется плетение корзин и рогож. То есть тары. Для чего тара - не упоминается. Ну и так ясно, продали "столько-то корзин известно чего" или мешков (рогож). Так вот Пахомиево заведение стало специализироваться именно на производстве тары (корзин и рогожных мешков), располагаясь поближе к источникам сырья - пальмам, чтобы таким образом монахи в Нитрийской пустыне не отвлекались на изготовление тары, а всецело посвятили себя добыче селитры. 

    Поэтому, когда возникли общежительные монастыри, в которых все монахи были собраны компактно, появилась необходимость их различать. Настоящий монастырь получил пояснение анахоретского типа (отшельнический), а общежительный стали называть киновиальным, наверное от кинос-собака, где начальство в качестве кинологов дрессировало человеческую псарню, а псы-монахи жили в кельях-конурах aka Domini-canes – «псы господа». 

     Вот теперь, после стольких пояснений, можно перейти к дрессировке.

 
Живи по уставу - завоюешь честь и славу станешь кротким и послушным!
 
    Как уже отмечалось, устройство жизни отшельнических, анахоретских, т.е. настоящих монастырей в истинном смысле этого слова, не предполагала непрерывного контроля за монахами, а только еженедельную проверку выполнения работ и явку личного состава. 
 
   Основой организации, приданной прп. Пахомием своим многочисленным монастырям, была власть, регламентация и кара (епитимия). Послушание теперь стало главной монашеской добродетелью и все настойчивее внедрялось в практику.
 
     По преданию устав для монастыря дан прп. Пахомию неким очень мудрым Ангелом на медной доске.
 
     Подавление воли новичка издевательствами начиналось уже перед воротами монастыря и далее поддерживалась.
 
    "Дедовщина" в монастыре была предусмотрена уставом и всячески культивировалась: "Относительно приема в обитель прп. Кассиан данные Пахомиевых «Правил» восполняет такими частностями: желающего поступить в  монастырь дней 10 держат пред воротами, где он, «повергаясь на колена пред всеми проходящими братиями, всеми намеренно будучи отталкиваем и презираем, как бы желающий войти в монастырь не по благочестию, а по нужде, будучи притом поражаем оскорблениями и поношениями, дает опыт своего постоянства". 
 
     Выдержавшего эти испытания помещали в гостиницу (для странников и посетителей) под надзор особого человека и заставляли выучить несколько молитв. Тем временем наводили о нем справки, не преступник ли он, не беглый ли раб и т. п. После этого вратарь вводил его в собрание братий, где в присутствии всех он раздевался догола, сбрасывая прежнюю мирскую одежду и одевался в новую форму монаха. Среди братий он всюду занимал последнее место, пока не поступал другой новичок, так что место инока среди братии определялось исключительно временем поступления в монастырь.
 
     Епитимии [наказания – здесь и далее в квадратных скобках прим ред.] налагаются на новичков чаще и строже; обычная епитимия: "когда все братия соберутся на молитву, виновный, простершись на земле, испрашивает прощения и пребывает в своем положении до тех пор, пока кончится служба, и авва велит ему встать с пола". "Применялись телесные наказания (удары бичом). Жизнь монахов была трудовая."
 
    Ангел особо уточнил что "ежели придет странник из другого монастыря, где живут по другому уставу, он не должен ни есть ни пить вместе с ними, даже не входить в монастырь, исключая того случая, когда он будет найден на дороге. А однажды вошедшего, чтобы остаться с ними навсегда, к высшим подвигам [основной деятельности] прежде трех лет не допускай, только после трех лет, когда совершит он тяжкие работы."
 
     Как и во всех современных воинских уставах монастырский четко регламентирует распорядок дня, форму одежды, нормативы обеспечения вещевым довольствием, питанием.  Регламентируются монастырские работы, в которых кроме функций самообеспечения монастыря особое внимание уделяется изготовлению уже упоминавшейся тары - корзин и рогожных мешков, причем детально описано что как собирать, замачивать и т.п.
 
     Начальство монастыря имеет свои чины, должностные обязанности как в нормальном воинском уставе, а вот рядовой личный состав (монахи) очень интересно разделен на категории. Оказывается, именно тогда заложена теоретическая база для популярного сейчас термина «альфа-самец», который сейчас связывают с деятельностью этолога Дэвида Л. Мех (D. Mech), использовавшего термин в конце 1960-х при изучении волчьих стай, хотя его трехступенчатая градация является жалким подобием 24-ступенчатой системы оценки людей, реализованной 17 столетиями раньше.
От альфы до омеги буквы альфа омега
 
   На самом деле древнейшая классификация человеческого материала по буквам греческого алфавита была сделана Пахомием Великим, который около 330 года основал первый в истории общежительный монастырь и его устав послужил прообразом для всех последующих монастырей мира! По преданию устав для монастыря дан прп. Пахомию неким очень мудрым Ангелом на медной доске:
 
     «Братию [рядовых монахов] он [Ангел] повелел разделить на 24 чина по числу 24 букв, так чтобы каждый чин означался греческими буквами от альфы и виты по порядку до омеги; чтобы когда архимандриту нужно будет спросить или узнать о ком-либо из столько многих братий, они спрашивал бы у своего помощника: в каком состоянии находится чин альфы или чин виты, — отнеси благословение чину ро. Наименование каждой буквы уже само собою указывало бы на означаемый ею чин. Иноками, более других простым и незлобивым, продолжал Ангел, дай имя йоты (ι), а непокорных и крутых нравом отметь буквою кси (ξ), выражая таким образом самою формою буквы свойство наклонностей, нравов и жизни каждого. Знаки сии будут понятны только духовным [...лицам, т.е. начальству].» 
(цит. по Толковому Типикону М. Скабаллановича 1851 г., в квадратных скобках прим. ред.)
 
     Т.е. поступивший в монастырь в качестве простого монаха навсегда лишался имени и отныне имел только «чин», который мог измениться в зависимости от поведения, поскольку монастырский устав предусматривал три основополагающих направления: власть-регламентация-наказание (кара, «послушание»).
 
    К сожалению, пока не удалось найти более полную информацию какие человеческие качества обозначались буквами, хотя эта практика явно имела продолжение (на эту тему пользительно глянуть фильм Ларса фон Триера «Мандерлей»).
 
     Исключительно для общего ориентира первое попавшееся не самое удачное изображение греческого алфавита:
буквы греческого алфавита
 
    Абстрактные упражнения в разгадывании смысла символов как правило бесплодны, поскольку  всё что угодно, может быть знаком всего чего угодно, это основы коммуникационной теории. Но недавно нам всё-таки удалось обнаружить, что начертание римских цифр является пиктограммами древнего пальцевого счета, который получил свое механическое воплощение в счётах.
 
     Попробуем и в этом случае немного восстановить классификационный ряд, используя имеющиеся сведения и логику г-на Ангела, глядя со стороны начальства в убывающем порядке:
 
буква альфа греческого алфавита   Альфа, άλφα — первая буква греческого алфавита, от финикийского алеф, которая в переводе означает «бык» и своим начертанием изображает голову быка «алеф» — «бык» своим начертанием напоминающая голову быка с рогами (первоначально буква писалась более узнаваемо - рогами вверх), а значит работящая и самая подходящая тягловая сила для монастыря. Кстати "бык" в уголовном жаргоне близкий смысл - рядовой участник преступной группировки, тюремная обслуга из заключенных, в общем рабочий крупный рогатый скот. Поэтому "альфа-самец" в те времена бы всего лишь заклейменным соответствующей буквой быдлом, ведь руководство имело личные имена (тоже назначенные псевдонимы как и сейчас) и было вне быдляцкой классификации, хотя само тоже было разделено по сортам чинам. 
 
буква бета греческого алфавита
  Бе́та, греч. βήτα - происходит от финикийской буквы бет, что в переводе означает «дом» — бет, что в переводе означает «дом». Бета (вита) – то ли от бета – дом, то ли от вита – жизнь, в любом случае ничего так себе, уступающий по тягловости альфе, но тоже жизненный товарищ, подходящий для жизнеобеспечения дома.
 
буква гамма греческого алфавита  Гамма – видимо от «гимел» он же «кэмел»  - верблюд, т.е. уже более туповатый субъект, но шибко выносливый, что тоже полезно для монастырского производства.
 
 
буква дельта греческого алфавита   Δ, δ (название: де́льта, греч. δέλτα) — происходит от финикийской буквыдалет, название которой означало «дверь» или «вход в палатку» — далет, название которой означало «дверь» или «вход в палатку». Дельта – слишком знаковая буква, чтобы её можно было описать в двух словах (придётся сделать отдельную статью). Но чтобы не оставлять в неведении - такой товарищ "дельта" везде найдёт дверь и поимеет свой интерес. Полезный субъект для монастыря, если он под контролем и его направлять куда надо. В своём роде антипод товарищу "гамма".
 
...
По прямому указанию г-на Ангела отмечаются буквы:
 
буква йота греческого алфавита
  Йота – буква в греческом алфавите, которая означает звук «и». Иногда эта буква обозначается просто черточкой под строчными гласными — альфой, омегой, этой (долгие «а», «о», «е»). Пропуск этой черточки («йоты») не имеет значения для произношения, но может вызвать путаницу в том, что касается смысла слова. Отсюда смысл выражения «ни на йоту» – ни на самую малость. Пусть и незначительная, но всё равно полезная будучи употребляемой в нужном месте, что в полном смысле согласуется с прямым указанием Ангела: "более других простые и незлобивые".
...
 
буква кси
   Гораздо хуже "йоты" - "кси", ср. др.-греч. ξένος (ксенос) - «чужой, инородный, чужестранец» – чужой, не адаптировавшийся (отсюда также слово ксенофобия), или как выразился Ангел "непокорные и крутые нравом". Заглавная буква как бы символизирует "вещь в себе", а рукописная - какого-то змея подколодного, равно как и буква "кси" в старославянском (церковнославянском) алфавите: буква кси   
...
 
Две последние буквы греческого алфавита:
 
буква пси
   Буква "пси" ср. греч. ψυχή (психи) – душа, т.е. буквой "пси" скорее всего обозначали психованных, душевно-эмоционально-возбудимых. Графика буквы "пси" напоминает человека, воздевшего руки. Сейчас буквы Ψ или ψ иногда используют как символ психики и психологии (а надо бы и психиатрии). Для монастыря "пси" - действительно малопригодный субъект.
 
 
 
буква омега
   Самая молодая и самая последняя буква в греческом алфавите буква омега (О-mega, О-большое) обозначает звук "о" долгое, т.е. "О-О!". Обозначение молодых отроков такой буквой видимо обозначало что ниже уже некуда, это - полная задница. Некоторые читатели усмотрели в конфигурации буквы вид сзади на опущенного в полном зековском смысле этого слова.
 
     Важнейший элемент воинской дисциплины - поверка личного состава. Сейчас проверяющий называет фамилии по списку,а военнослужащий, услышав свою фамилию, должен принять строевую стойку и ответить "Я!". Поскольку у монахов не было ни имен и тем более фамилий, а только "чины", обозначаемые буквой, был применен тот же самый принцип переклички, но в оригинальном виде - антифонное пение, которое сейчас воспринимается просто как красивое многоголосное исполнение псалмов по очереди двумя лицами, хорами.
 
    И если в армии один военнослужащий может прикрыть другого, просто ответив за него "Я", то у монахов такой номер не проходил. Антифонное пение построено по принципу "пароль - отзыв" и надо знать какой именно псалом надо петь и в каком случае. Чужие не пройдут, отсутствие своих будет слышно: "В день Господень, когда приносится жертва, никто из недельных (чередных) не должен отсутствовать, чтобы по очереди отвечать (петь антифонно) поющему», а начинал пение (первым пел антифон) тогда старший, — авва или смотритель. Вместо принятия строевой стойки антифонно поющий вставал, в то время как остальные стояли на коленях. 
 
     "Первое условие, — говорит блж. Иероним, наблюдавший египетских киновитов в 380 годах, — у них повиноваться старшим. Они делятся на десятки и сотни, так что у девяти человек десятый — начальник; а сотый имеет под собой десять десятиначальников. Живут они отдельно, но в соединенных между собою келиях." (десятник - командир отделения, сотник - ротный).  Располагались монахи в кельях (cell-сота, cellular-сотовый) по трое, чем обеспечивался взаимный контроль, который дополнялся периодическим  подслушиванием: "...обходят все келии, и, приложив ухо, тщательно выведывают, что делается".
 
    Организация монастырей по Ангельско-Пахомиевому принципу оказалась исключительно плодотворной и успешно применялась (и применяется по сию пору) во всех сферах человеческого общежития.
    
    Следующее концептуальное развитие идеи on-line контроля с использованием профилей было реализовано Иеремией Бентамом в 18 веке в универсальной схеме Паноптикона.
 
    Все цитаты даны по "Толковому Типикону" Михаила Скабаллановича 1910 г. 
 
I.Grek©2012

 
Категория: технологии | Добавил: igrek (09.10.2012) | Автор: I.Grek
Просмотров: 5022
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

  I.Grek © 2017
Конструктор сайтов - uCoz