ГлавнаяРегистрацияВход Arhi-Logos essays
Воскресенье, 30.04.2017, 23:32
Форма входа
Поиск по сайту

Меню сайта

Категории раздела
хроника [98]
ресурсы [71]
вещи и вещества [35]
город [134]
деревня [32]
транспорт [106]
космос [29]
лошади [47]
технологии [76]
деньги [60]
теория [66]
обучение [29]
антропология [52]
этимология [59]
религии [5]
загадки [96]
info [47]
склад [3]
translations [25]

Посетители

Статистика

Яndex, Openstat
Яндекс.Метрика

Поддержать автора
через Яндекс-деньги
через Visa или MasterCard

Главная » Статьи » лошади

Трипольская культура исчезла в 19 веке?

  Видимо никого не удивит заявление о разном уровне жизни в разных регионах одной и той же страны и тем более в разных странах мира? На самом разном уровне. У кого-то стульчак с подогревом и гидромассажем, а у кого-то удобства на дворе или даже вообще по ближайшим кустам бегают. Нет, не было и скорее всего никогда не будет совершенно одинакового технологического уровня жизни в разных регионах. 

Но почему-то такое совершенно естественное восприятие мира и развития цивилизации никак не касается писаной истории, в которой если где-то есть космические корабли, значит и во всём остальном мире они тоже должны быть. 

По логике историков если где-то появляются бронзовые орудия, значит весь остальной мир, пока ещё продолжающий пользоваться каменными орудиями, автоматически уезжает в каменный век?

Естественно, что в городах, да ещё крупных, уровень жизни был несоизмеримо выше нежели в окружающих питающих его деревнях. Но какой? Археология хитро построена, верхняя граница её интересов как правило простирается до 14-15 веков (точной ссылки не нашел пока). Пардон, а где же сведения о реальной жизни деревни после этой границы? 

В результате мы изучаем историю по уровню high-end, по столичным городам, совсем не представляя как там обстояло дело совсем рядом, в деревнях. 

Вы в состоянии явственно себе представить уровень жизни чиновника средней руки в министерстве (коллегии) иностранных дел Российской империи в первой трети 19 века? Чтобы не темнить, речь идёт обо всем известном А.С. Пушкине.

перо и чернильницаПисал он гусиным пером (стальные перья будто бы уже изобрели, но ему не достались), которые надо было чинить (заострять) перочинным ножиком.

свеча горит

  Писал он при свете сальной свечи, нещадно вонявшей и коптившей, так сказать самый хай-энд после масляной лампы, но и в то же время самый примитивный вариант свечей (восковые были слишком дороги). Нагар фитиля приходилось снимать специальными щипцами потому что плетёный изгибающийся и саморегулирующийся фитиль ещё не придумали. Вонючесть и нестойкость сальных свечей уже преодолел в 1825 году знаменитый химик Гей-Люссак, запатентовавший стеариновые свечи, но до массового производства потребовалось время и Пушкин их не застал.

   Высекать огонь в то время приходилось с помощью кремня (на самом деле пирита) и огнива (стального кресала) так, чтобы искры попали на трут (легко воспламеняющийся материал). Первые спички будто бы уже были изобретены, но Пушкину не довелось попользоваться ими. Зажигалку из кремневого пистолета вообще сделали через 30 лет после его смерти. Куда он бегал по нужде и прочие технические подробности оставим для самостоятельного изучения;)

    Что вы знаете о реальной жизни земледельческих масс в то же самое время? Можете себе представить в насколько примитивных условиях они существовали по сравнению с чиновником министерства иностранных дел Российской империи в стольном граде Санкт-Петербурге?

   Прежде чем приблизиться к пониманию этого, упомянем о некоторых сведениях об уровне жизни через 40 лет после смерти Пушкина.

    Цитата из статьи Как Мичурин Москву вырастил (о подложности планов Москвы 18 века): "На центральном плане Москвы 1852 года начал было зеленым закрашивать участки, помеченные как поля, луга и огороды, но не выдержал и бросил, уж больно много получается.

 Москва 1852 кольца  

не изрисованные мною карты см. здесь

   Вместо этого на карте красным треугольником для ориентира выделил московский Кремль и красной точкой отметил место, где находилась квартира В.Д. Поленова, вид из окна которой он зафиксировал в 1878 году на известной картине "Московский дворик":

Поленов Московский дворик 1878

   Вы видите типичный московский дворик конца 19 века в районе достаточно плотной застройки внутри Садового кольца (сейчас около Нового Арбата). Так что выражение "Москва - большая деревня" вовсе не фигуральное, а самое что ни на есть реальное. Даже увидев глазами Поленова состояние Москвы в 19 веке внутри Садового кольца, которое и в 18 веке находилось внутри Москвы примерно в 200 метрах от стены Земляного города, вы вряд ли сможете себе представить что было ЗА пределами стен Москвы за 140 лет до времён Поленова. 

   Представления людей сильно замусорены благообразными фильмами, всякими "реконструкторами" с "ведическими традициями", красивой историей и прочими фантазиями.

  К примеру, практически в то же самое время когда В. Поленов писал свою картину (1878 год), И.П. Калининский в 1877 году опубликовал в "Записках Русского географического общества по отделению этнографии" описание наблюдаемых им народных обычаев ("Церковно-народный месяцеслов на Руси" цит. по изданию  М, Художественная литература, 1990,  с. 217) в котором обнаруживаем такой: "Под Семён день [1 сентября по старому стилю] вечером гасят старый огонь, а утром вытирают новый из дерева":

добывание огня трением 

   На всякий случай поясняю: "старый огонь" - тот что поддерживался в течение всего предыдущего года, а "новый огонь" - на весь будущий новый год (с 1 сентября).   

   Или показательные результаты этнографической экспедиции петербургских студентов в деревни Олонецкого края тоже в последней четверти 19 века, когда они обнаружили у крестьян в массовом употреблении кремневые орудия труда "времён неолита" как старые, так и недавно изготовленные. Насколько помню, они привезли образцы этих орудий в Петербург (воспроизвожу по памяти, ссылку навскидку не нашёл).

   И в это же самое время космические железные корабли бороздили пространство, лет двадцать как работал трансатлантический телеграф и прочая и прочая. Однако, параллельные миры истории.

   Сие лирическое отступление токмо для того, чтобы ещё раз акцентировать внимание на пользе знаний о реалиях ближайшего прошлого, вместо того чтобы безнаказанно шаманить о дремучей древности." via

   В описываемое время В.И. Ленин еще готовился учиться в гимназии, а в год его рождения, т.е. 1870 году фактически закончился бронзовый век потому что во время франко-прусской войны крупповские стальные пушки показали превосходство над бронзовым французскими, хотя и после этого некоторые оставшиеся бронзовые орудия продолжали использоваться в армиях, но новые уже массово не делали. 

    Прежде чем читать статью дальше, обязательно следует ознакомиться с содержанием гипотезы об "американском лошадином маркере" и с имеющимися доказательствами, в противном случае дальнейшие выводы покажутся необоснованной буйной фантазией автора.

  Осмелюсь ознакомить с реальными условиями жизни земледельцев 19 века: "Трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век) культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э." via 

 Если мы сравним установленный археологами высочайший уровень сельскохозяйственных технологий трипольской культуры на Днепре с убогим состоянием сельского хозяйства в Российской империи 18-начала 19 веков на Дону, то напрашиваются следующие варианты объяснений внезапного исчезновения Трипольской культуры:

- высокоразвитую Трипольскую культуру напрочь уничтожило какой-то природной катастрофой, потом всё тысячелетиями создавалось заново и сельское хозяйство Российской империи достигло такого же уровня только в 19 веке;

- катастрофа произошла в археологии, которая найденные материальные следы сельской жизни 19 века датирует многотысячелетней древностью.

   Иные версии рассмотрим потом, а сейчас попробуем разобраться где произошла катастрофа - в природе или в археологии.

   Начнем с того, что "В ходе раскопок самого большого поселения Трипольской культуры в Европе, которое расположено возле деревни Тальянки, Черкасской области, археологи нашли три уникальные печи. Этому открытию рады все: археологи, историки, и гончары, ведь до этого никто не находил печей эпохи энеолита, да еще в таком хорошем состоянии.

   За 120 лет раскопок технологических печей в древнем поселении не находили. Зато теперь историки могут вплотную ознакомиться с гончарными технологиями трипольцев. В таких печках изготавливали посуду – кухонную, столовую и ритуальную – а затем уже расписывали орнаментами.

   "Конструкция у старых печей уникальная. Даже сегодняшние гончары поразились: трипольские печи, оказывается, намного практичнее и технологичнее, чем современные печки и тем более те, которые появились уже во времена Киевской Руси",- сказал директор Государственного историко-культурного заповедника "Трипольская культура" Владислав Чабанюк. via 

трипольская культура

    Оставляя за кадром технологичность печей, зададимся вопросом: никого не смущает столь малая глубина залегания печи древностью 4700-7500 лет? Всего-то 30-40 сантиметров до верхушки? Свежачок-с?

    На всех фотографиях раскопок трипольской культуры глубина залегания (мощность слоя) минимальная:

   Трипольская культура раскопки 

   Археологам досталось то, что при вспашке полей плугом не разрушили:

Трипольская культура раскопки

раскопки Трипольского поселения Черкасская обл, Тальянский р-н, село Тальянки via

  Но может быть в месте открытия Трипольской культуры было по-другому? Читаем как это описывается в популярной статье: «долгое время самым первым цивилизованным народом считались шумеры. Эти древние господа жили в третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии (территория современного Ирака). Строили города, лепили кувшины, научились обрабатывать землю, создали письменность, вроде бы изобрели колесо...

   В 1897 году археолог Викентий Хвойка проводил раскопки у села Триполье под Киевом. Его находки оказались не менее сенсационными и ещё более древними. В слое почвы, соответствующем шестому тысячелетию до нашей эры, Хвойка раскопал удивительные вещи – остатки каменных жилищ и сельскохозяйственной утвари. Границы появления «человека хозяйственного» отодвинулись, как минимум, на тысячелетие в прошлое, а найденная культура получила название трипольской." via 

   Когда автор статьи Дарья Пирожкова писала "В слое почвы, соответствующем шестому тысячелетию до нашей эры", она наверняка не поинтересовалась как выглядели раскопки В. Хвойки, иначе призадумалась бы как в 40-60-сантиметровом слое почвы выделить слой 8000-летней древности (6000 лет до н.э. по её мнению + 2000 лет н.э). Казалось бы, зачем придираться к расхожей статье? Но она характерна преклонением перед чудовищной древностью и полным пренебрежением к деталям. А потом такие мнения тиражируются и многократно повторенное считается уже истиной.

    Самое первое открытие Трипольской культуры состоялось всё на той же ничтожной глубине. Цитата из книги «Трипольская культура» Видейко М.Ю., Бурда Н.Б. 

   "В полевом дневнике В. Хвойки, который сохраняется в научном архиве ИА НАН Украины, все даты раскопок в районе с. Триполье (возле с. Жуковцы, Щербановка, Веремья и др.) принадлежат к лету и осени 1897 г. Эта тетрадь содержит около ста собственноручных рисунков исследователя, на которых зафиксированы основные моменты археологических исследований. Рядом с видами раскопов на них показаны основные находки. Именно эти рисунки стали основанием для таблиц, опубликованных в материалах XI археологического съезда.

Трипольская культура раскопки
Трипольская культура раскопки
Раскопки в окраинах Триполья. Рисунки и страница из полевого дневника В.В. Хвойки.

16 августа 1899 г., произошло событие, с которого можно начать отсчет научной жизни понятия «трипольская археологическая культура», так как в этот день В.В. Хвойка выступил с докладом о своих археологических раскопках в Киевском уезде. Среди исследованных им старожытностей было поселение в районе городка Триполье. Именно оно дало название новой археологической культуре – древнейшей культуре земледельцев на Днепре." цит по via 

   Теперь читаем установленные археологами факты, в которых рассматриваемые далее моменты выделены мною жирным шрифтом: "Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.

   Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных), свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры. В отличие от региона степной Андроновской культуры, базирующейся на распространении влияния культуры Северного Причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1,5-2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка." via

Археологические памятники трипольской культуры на территории Украины via

   Сравниваем трипольскую культуру с Российской империей 18-19 веков по пунктам:

1. Овёс. Трипольцы выращивали голозерный и пленчатый овес, а в Петербурге в 1730-х его не нашлось когда они узнали что лошадей надо кормить не только сеном, но и овсом и его пришлось закупать в Германиии за золото. via 

2. Овцы. В Российской империи: "В 1858 г. вышло новое положение, в котором еще более подробно были разработаны правила пользования землею, так как под видом не столь выгодного коневодства легко могло привиться очень выгодное овцеводство и скотоводство, которые в скором времени могли превратить степи, богатые самыми разнообразными и питательными травами, в пустыню, покрытую полынком и другими не идущими в корм растениями." via Вот оказывается когда там началось овцеводство и скотоводство! 

   У трипольцев: "Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры."

2. Лошади. По Российской империи цитаты приводятся в основном  из специализированной статьи о донской лошади старшего научного сотрудника ВНИИ коневодства, кандидата сельскохозяйственных наук М. И. Киборта:

   "Со второй половины XVIII столетия начинается освоение богатых степных просторов по левую сторону Дона и по его притокам Салу, Манычу, речкам Кагальник, Егорлык, Средний Егорлык. Впоследствии эти степи получили название Задонских.

   Содержание табунов люди почти не регулировали. Лошади, как правило, были предоставленные сами себе. Лучшим временем в жизни табунов были апрель и первые числа мая. Степь покрывалась буйными питательными травами. Летом после наступления зноя и иссушающих ветров степь выгорала. Количество подножного корма резко падало. Осенью, после выпадения дождей степь снова оживала, зеленела. За сентябрь, октябрь, часть ноября лошади нажировывались и входили в самый трудный период, в зиму, достаточно упитанными. Особенно опасным в зимний период бывал длительный гололед, когда животные из-за плотной ледяной корки не могли тебеневать и порой гибли в больших количествах. Выживали только сильные, все, что было чуть послабее, беспощадно уносилось естественным отбором."

 "Задонская степь начала играть двоякую роль: она стала пристанищем оседлых, по большей части крупных коневодов и временным пастбищем для станичных общественных табунов. Такой дележ свободных войсковых земель был совершенно справедлив и целесообразен.

   Так продолжалось до введения первого положения о Войске Донском в 1835 г. Под коневодство было отведено 800 тыс. десятин. Лучшие земли были отведены по водотоку с таким расчетом, чтобы никто не был обижен в пользовании водой и камышами, которые в степном коневодстве играют громадную роль, служа единственной защитой зимующим табунам."

   И тут мы опять вспоминаем что творилось в самом крупном в Задонье конном заводе Иловайского: "В 1848 г. у него было 4994 лошади, но после тяжелой снежной зимы (вот уроды, даже в середине 19 века не подкармливали -  прим I.Grek поголовье сократилось почти в 2 раза. Спустя 10 лет к 1858 г. количество лошадей дошло до 4870 голов. В дальнейшем поголовье лошадей в заводе В.Д. Иловайского и его вдовы Новиковой значительно сократилось, тем не менее, оставаясь одним из самых крупных в Задонских степях, в 1863 г. в нем насчитывалось 900 маток." via

   Полная жесть творится в Российской империи на Дону как минимум до середины 19 века: табуны на вольном выпасе, никто ими толком не занимается, лошади зимой укрываются в камышах, откапывают траву из-под снега и ледяной корки - это называется "конным заводом".

   А у трипольцев всё пучком, по науке: стойловое содержание животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы.  Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания.

4. Коровы молочной породы. Этот признак настолько важен, что его стоило бы назвать "маркером молочных коров", поскольку он свидетельствует об искусственно, целенаправленно созданных породах и высоком уровне селекционной работы.

   Во-первых, потому что в природе период лактации ограничен периодом вскармливания детенышей, а во-вторых, по этой же причине у подавляющего большинства людей в мире совершенно естественная непереносимость лактозы, поскольку следуя природе, после грудного вскармливания еще в детском возрасте отключаются механизмы, отвечающие за выработку ферментов для усвоения молока. И лишь небольшая группа в Северной Европе была заинтересована в создании молочных пород, реально этим занималась и достигла больших успехов.

   Поэтому когда мы читаем о том, что у трипольцев на Днепре и Дунае было товарное производство коровьего молока и они им даже выпаивали жеребят, это железный признак 19 века. См. "Маркер молочных коров".

  Разумеется, запрограммированный мозг будет возражать против таких аналогий. Нет, ну не может быть чтобы так нагло обманывали!

   Хорошо. Зададим себе вопрос: сколько деревенских поселений 19, 18, 17, 16, 15, 14-го и далее вглубь веков открыто археологами? Где можно с ними ознакомиться чтобы сравнить динамику развития? 

   Если нет, тогда и у меня вопросов нет, по правилу М. Ломоносова если где-то в каком-то веке убыло, значит где-то в каком-то веке прибыло и мы даже догадываемся где;) 

  С 2003 года в Черкасской области Украины существует Государственный историко-культурный заповедник "Трипольская культура", далее использованы фото из архива директора ГИКЗ "Трипольская культура" В.В. Чабанюка via

Модель жилища трипольской культуры как музейные работники его представляют по остаткам пожарища и картина И.Репина "Украинская хата" 1880 г:

трипольская культура модель жилища картина Репина Украинская хата 1880 г

 

Трипольский горшок среди завала сгоревшего жилища:

Трипольский горщок среди завала сгоревшего жилища

 

Трипольский "сервиз":

img_7128

Ещё трипольская керамика:

 

Постановочная сцена из жизни древних трипольцев:

 

16

   Даже если археологам попадались явные признаки 19 века вроде монет, пуговиц, они наверняка откладывали их в сторону как случайно попавшие в "древний" слой, будто бы плугом запахали или пресловутая "кроличья нора".

   Из статьи "Письменность трипольцев": Все эти точки, спирали, кружки, ромбики, треугольники и заменяли им письменность. Две волны могли означать воду, ромб – землю, ромб с крестом – вспаханную землю, ромб с крестом и точками – засеянное поле. Мы и сейчас пользуемся такой символикой. Вспомните хотя бы дорожные знаки!"

Рунические символы, найденные в Каменной могиле

Именно с таких позиций подошел к расшифровке трипольских письменных символов московский шумеровед Анатолий Кифишин. В своем исследовании "Древнее святилище «Каменная Могила». Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ-ІІІ тыс. до н.э.", он утверждает, что ему удалось расшифровать многие трипольские пиктограммы, из которых вытекает, что трипольские "шекспиры" ещё не умели записывать на глиняных табличках свои поэмы, однако прагматичные счетоводы, используя такие пиктограммы как "зерно", "ячмень", "мотыга", "плуг", "колесо" вели учёт материальных ценностей, отмечая на особых жетончиках количество произведённой сельскохозяйственной и ремесленнической продукции. 

Что на это отвечает официальная археологическая наука?

Ничего. Ее представители просто не обращают на гипотезу Кифишина никакого внимания, или заявляют, что все это ерунда." via

   Если вспомнить какой был уровень грамотности у народов Российской империи в 19 веке, то ничего удивительного нет, народ как-то значками и зарубками фиксировал свою хозяйственную жизнь и не парился. 

   Из статьи "Являются ли трипольцы предками украинцев?": "...реконструкция лиц по найденным трипольским черепам говорит, что древние трипольцы практически не отличались от современных украинцев. Еще нацисты изобрели технологию определения арийских черт по измерению формы черепа. Так вот когда Германия захватила Украину, то немцы перестали прибегать к таким измерениям, потому что в Украине более 90% населения имели арийскую форму черепа.

Реконструкция трипольских лиц из музея в с. Триполье, Киевская область
Реконструкция трипольских лиц из музея в с. Триполье, Киевская область
Реконструкция трипольских лиц из музея в с. Триполье, Киевская область.

    И тут ничего удивительного, так и должно быть в 19 веке. Осталось только прикинуть когда и по какой причине могли согнать народ с насиженных мест, почему дома сожгли, к каким событиям второй половины 19 века в местах Трипольской культуры следует присмотреться. 

  Надо обязательно отметить, что аналогичные соображения могут относиться к любым археологическим находкам многотысячелетней давности и мы уже не будем удивляться изумительной сохранности колесниц Тутанхамона или из Пазырыка (см. Колесницы с древности до современности).

   Когда-то давно на мысль о синхронном существовании параллельных историй каменного века и 18-19 веков меня натолкнул глубокоуважаемый Фернан Бродель, который сказал примерно следующее: и в 19 веке крестьяне продолжали лепить точно такую же керамику как и во времена Крито-Микенской цивилизации (точную цитату сразу не нашел, вроде бы из книги "Что такое Франция?").

   Кстати, с тех пор Крито-Микенскую цивилизацию переименовали в Эгейскую цивилизацию. А во многих источниках отмечается что Трипольская культура поразительно схожа с культурой островов Эгейского моря и это дало повод утверждать, что в то время от Крита до Днепра было единое культурное пространство. Значит...

   Пока на этом остановимся. 

См. также: 

Параллельные миры истории

Дань, деревянные бирки и крестьяне

Хроновосприятие: исторические фантомы

Бронзовые век, орудия и всё остальное

Деревянные деньги Великобритании

Когда казаки с кораблей пересели на коней? ч.2

"Сравнение черепов киевских древних захоронений и черепов крестьян Киевской области пятидесятых годов показало очень большие совпадения, т.е. это как раз и есть прямые потомки жителей Киевской Руси, в чем не так уж много удивительного." via

 

бег лошади
 
Категория: лошади | Добавил: igrek (14.02.2015)
Просмотров: 2074
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

  I.Grek © 2017