ГлавнаяРегистрацияВход Arhi-Logos essays
Вторник, 26.09.2017, 23:03
Форма входа
Поиск по сайту

Меню сайта

Категории раздела
хроника [98]
ресурсы [71]
вещи и вещества [35]
город [134]
деревня [32]
транспорт [106]
космос [29]
лошади [47]
технологии [76]
деньги [60]
теория [66]
обучение [29]
антропология [52]
этимология [59]
религии [6]
загадки [96]
info [47]
склад [3]
translations [25]

Посетители

Статистика

Яndex, Openstat
Яндекс.Метрика

Поддержать автора
через Яндекс-деньги
через Visa или MasterCard

Главная » Статьи » info

Фабер дю Фор, лжесвидетель войны 1812 года

Оцениваем первоисточники, "показания свидетелей" войны 1812 года в России

   В числе участников, очевидцев войны 1812 года значится Христиан Вильгельм Фабер дю Фор рисунки которого в основном характеризуются на уровне: "драгоценное историческое сокровище, наполненное деталями и сохраненное для потомства», "имеют значение буквально документального, источникового материала для каждого историка" и проч.

   В 1827—1830 гг. серия рисунков Фабера дю Фора была гравирована, а в 1831-1843 гг. литографирована и затем издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России» («Blatter aus meinen Portefeuilleim Laufe des Feldzugs 1812...», Stuttgart, 1831). Подробные пояснения к гравюрам составил Ф. Кауслер (его сослуживец) и Р. Лобауер. Рисунки Фабера дю Фора широко представлены в Интернете в качестве иллюстративного материала. Симптоматично что "Переизданий этого альбома и, тем, более, в русском переводе не было. Сегодня он считается абсолютной библиографической редкостью." via

   На фоне мощного потока дифирамбов лишь немногие осторожно высказывают некоторое сомнение в степени достоверности творений Фабера дю Фора, например:  "...окончательная отделка рисунков производилась автором через двадцать лет после первой фиксации запечатленных на них событий, что в ряде случаев сказалось на достоверности изображений. Исходные наброски (поскольку Фаберу дю Фору приходилось не только рисовать, но и воевать) не всегда были достаточно подробны, многое за два десятилетия забылось; поэтому многие рисунки он окончательно оформлял по памяти. Ошибки содержат и некоторые сопроводительные тексты. Все это побуждает отнестись к данному источнику критически. ("Москва 1812 года на рисунках Х. В. Фабера дю Фора. К проблеме достоверности этого источника" Г.В. Ляпишев via). Фактически Ляпишев оправдывает причины обнаруженных им ляпов дю Фора, ну подзабыл товарищ, с кем не бывает.

Альбомчик смотрится и пояснения читаются легко, написано эффектно цитирую по источнику:

 
На поле битвы на реке Москве (Бородино), 17 сентября 1812 г
«Затихла страшная битва, что кипела у батареи Раевского. Французы объезжают поле сражения, заваленное телами убитых и лошадиными трупами. Офицер наполеоновской армии Ц. Ложье вспоминал: «Какое грустное зрелище представляло поле битвы! Никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем... Все потрясены и подавлены... …здесь покоятся Коленкур и Монбрен, окруженные своими храбрецами. Слава наших (вюртембергских) войск связана со славой этих редутов, так как именно здесь Мюрат, преследуемый превосходящими силами противника, нашел убежище в наших рядах».


 

Мост через Колочу у деревни Бородино, 17 сентября 1812 г.
«...во время сражения и после него, чтобы по мосту можно было передвигаться, большую часть наваленных на нем трупов просто сбросили в Колочу. Поодиночке и лежавших кучами, их было достаточно много, чтобы составить представление об ужасном сражении, имевшем здесь место». 

   Не будем придираться к подписи первой картинки что от мест Бородинского сражения до Москвы реки по прямой 6-8 километров, вероятно дали для иностранцев более заметные ориентиры.

  Гораздо более интересна у дю Фора картинка моста через реку Колочь, о котором когда-то писал следующее "...не кажется ли странным, что мощные защитные укрепления при Бородино успели возвести, а мост через реку Колочь уничтожить не удосужились?" 

   В самых разных источниках сообщается что Фабер дю Фор на Бородинское поле прибыл 5 (17) сентября уже после сражения. Пояснение по картинке гласит: "Тела погибших солдат Великой Армии Наполеона, оставленные на мосту через реку Колочь после Бородинского сражения 1812 года":

Фабер дю Фор мост через Колочь

   Это даже не постановочный сюжет, а сочная туфта, рассчитанная на впечатлительных барышень, которые реагируют исключительно на уровне инстинктов эмоций и мгновенно отворачиваются чтобы не видеть всякую гадость.

   Но картинка достойна для тренировки в стиле "найдите десять идиотизмов".

   Первое что бросается в глаза, это куча трупов, которые не "оставлены", а картинно сложены. Причем торчащие вверх ноги, а также и руки за пределы моста как бы намекают что трупы сложены через полтора-два часа после смерти когда трупное окоченение уже наступило, но еще не прошло.

   Босоногие, кто-то уже стырил обувь, но не позарился на оружие. Других следов сражения что-то на мосту не наблюдается, разве что присущее чуть ли не всем картинкам дю Фора одинокое колесо как символ чего-то там.

   Мост без признаков перил, дорога в ложбине без признаков канав по сторонам, даже и не удивляют.

   Если кто-то считает, что незачем придираться к заслуженному ветерану, он мог ошибаться в деталях, то сообщу пренеприятную истину: прежде чем положить в основу своих выводов чьи-то показания, их надо проверять всеми доступными способами.

   Откровенная пропагандистская показуха и ситуативная недостоверность картинки дю Фора заставляют продолжить проверку сличая с другими источниками обстоятельств сражения на мосту через Колочь.

   Так вот, ещё в ходе Бородинского сражения мост через Колочь был сожжен и его просто не существовало к моменту "прибытия туда Фабера дю Фора".  

   Из различных источников складывается следующая картина. Егеря в Бородино отбивались от 106 полка французов, а в это время морякам Гвардейского экипажа (30 человек под командой мичмана М.Н. Лермонтова) дали приказ поджечь мост. Вслед за отступавшими егерями по горящему мосту на правый берег Колочи прорвалась часть 106-го французского полка, которая была там уничтожена, а в это время моряки сумели уничтожить мост начисто. За этот подвиг мичман М.Н. Лермонтов был удостоен ордена Св. Анны III степени, а его подчинённые – знаков отличия Военного Ордена (солдатский Георгий). (источники: книга лейтенанта И. А. Виноградского «Участие Гвардейского экипажа в сухопутной кампании 1812 года» СПб., 1899; via, via)

   В тексте альбома об этом же событии следующий пассаж: Мост через Колочу, непосредственно за Бородино, ведущий к Горкам, 7 сентября стал также ареной кровопролитного сражения.
Эта памятная битва началась взятием Бородино. 106-й полк 4-го армейского корпуса, на который была возложена эта задача, увлеченный первым успехом, вместо того чтобы после взятия Бородино разрушить мост через Колочу, перешел по нему на другой берег и продолжил наступление на высоты Горок. Там, теснимый со всех сторон превосходящими силами русских, он попал под убийственный огонь орудий противника, установленных на батареях перед Горками и закрывавших ему путь, и с большими потерями был отброшен назад к мосту, который не был полностью разрушен благодаря героическим усилиям подоспевшего на помощь 92-го полка.
Однако во время сражения и после него, чтобы по мосту можно было передвигаться, большую часть наваленных на нем трупов просто сбросили в Колочу. Поодиночке и лежавших кучами, их было достаточно много, чтобы составить представление об ужасном сражении, имевшем здесь место.
via

   "Фабер дю Фор был одним из всего лишь 100 вюртембержцев, которые вернулись в Польшу в декабре 1812, из общего числа 15 тысяч, которые приняли участие в кампании". via

   Вывод: Христиан Вильгельм Фабер дю Фор - звездобол и верить ему нельзя ни под каким соусом, тем более что и необходимости в этом никакой нет, его картинки совершенно неинформативны и годятся только для отрывного календаря домохозяек.

P.S. "Презумпция невиновности" относится только к подозреваемым, обвиняемым и подсудимым, которые имеют право врать или вообще молчать. К показаниям свидетелей и прочим доказательствам применяется "презумпция недостоверности", требующая назвать источники осведомленности, обстоятельства обнаружения и прочие атрибуты, позволяющие произвести системную проверку.

   Историков, которые от Фабера дю Фора пускают слюни, - заносить в чёрный список некомпетентных.

См. также:

Тухлые "литографии Москвы по рисунку Кадоля"

вернуться на индексную страницу "После войны 1812 года"

Категория: info | Добавил: igrek (30.05.2014)
Просмотров: 4239
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

  I.Grek © 2017
Конструктор сайтов - uCoz