ГлавнаяРегистрацияВход Arhi-Logos essays
Понедельник, 23.10.2017, 10:54
Форма входа
Поиск по сайту

Меню сайта

Категории раздела
хроника [98]
ресурсы [71]
вещи и вещества [35]
город [134]
деревня [32]
транспорт [106]
космос [29]
лошади [47]
технологии [76]
деньги [60]
теория [66]
обучение [29]
антропология [52]
этимология [59]
религии [6]
загадки [96]
info [47]
склад [3]
translations [25]

Посетители

Статистика

Яndex, Openstat
Яндекс.Метрика

Поддержать автора
через Яндекс-деньги
через Visa или MasterCard

Главная » Статьи » хроника

Почему в 19 веке в Российской империи массово строили колокольни?

   На первый взгляд, вопрос дебильный странный. Как зачем? Ведь из самого слова "колокольня" понятно что для размещения колоколов. Но почему для размещения колоколов приходилось строить отдельно стоящие кирпичные высоченные и дорогущие сооружения, соизмеримые с основными храмами? Затраты можно оценить на примере построенной в 1821-1841 гг. в Харькове Александровской колокольни Успенского собора высотой 89,5 м,  для строительства которой использовано 3,5 млн. штук кирпича и 65.5 тонн связного железа via

    Чтобы не фантазировать при попытках ответа на вопросы, заданные в анонсе этой статьи, рассмотрим некоторые факты о колоколах, колокольном звоне и колокольнях.

1. Оказывается, на колоколах свет клином не сошелся, они являются всего лишь одним из инструментов церковного звона наряду с гораздо более древними деревянными и металлическими билами, да и главное в церковном звоне вовсе не мелодия, а ритм

Цитата отсюда: Часто задают вопрос: можно использовать била в церковном звоне или нет? С этим вопросом лучше всего обратиться к документу «Устав церковного звона», утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II. Вот выдержки из этого документа:

   Из этих выдержек мы видим что била (клепала) металлические могут быть использованы как средства совершения звона в Русской Православной Церкви, и что била не замена колоколов, а самостоятельное средство совершения звона.

   Из весьма обстоятельной статьи Било в Православной энциклопедии следует, что самыми древними приспособлениями для подачи специальных сигналов в богослужениях практически всех конфессий были и остаются деревянные ударные инструменты, которые в интересующей нас православной практике активно применяются до сих пор.

   Современные фотографии деревянного била слева - в Лавре св. Афанасия Великого на Афоне, справа в Спасо-Вознесенском монастыре via

 

металлическое било (клепало) во Пскове (фото 19 в.) и в Елеазаровском женском монастыре (современное фото):

церковное било Псков Елизарово. . Спасо-Елеазаровский женский монастырь, фотография 

   Для внутреннего употребления, то есть для подачи сигналов к религиозным богослужениям, деревянных инструментов и тем более металлических, более чем достаточно. Изготовление их достаточно простое, они компактны, в общем, получается дешево и эффективно.

2. Как, когда и откуда распространилось применение в религиозных целях гораздо более сложных и дорогих в изготовлении колоколов? 

Патриарх Феодор Вальсамон писал, что «у латинян существует другой обычай созывать народ в храмы, ибо они употребляют один знак, разумею - кампан». [Кампан - колокол, кампанология - наука о колоколах]

По свидетельству Антония, архиеп. Новгородского, «колокола не держат в святей Софие, но бильцо мало в руце держа, клеплют на заутрени… била же держат по ангелову учению, а в колоколы латины звонят» (Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в кон. XII ст. СПб., 1872. Стб. 84). На христ. Востоке обычай использования била сохранился, в частности, благодаря запрещению колоколов на всей территории Османской империи (в Константинополе вплоть до 1856). via

То есть колокола изначально пошли от латинян, из Европы, но почему-то в России они приобрели свое характерное отличие:

в Европе раскачивают сам колокол а в России - язык колокола 

В чем дело? В Европе колокола весом 100-150 пудов считались редкостью, в России же были колокола весом до 600-1000 пудов. Чтобы извлечь звук из колоколов такого большого веса, у звонарей не было иного варианта кроме как раскачивать язык колокола.

В Афоне (Греция) еще во второй половине 19 века была традиция звонить в колокола "в язык", то есть по западноевропейскому способу, когда раскачивается колокол, а язык остается неподвижным. Поэтому когда им впервые привезли из России тяжелый по их мнению колокол весом 32 пуда, грекам потребовалось ставить на него 2-3 звонарей. После этого за вторую половину 19 - начало 20 века в Афон было подарено много колоколов из России, но и к началу 20 века некоторые монашеские обители Афона придерживались исключительно традиции ударения в била.  (отсюда с. 153-154)

Аналогично и в Святой земле старинные русские колокола - производства от шестидесятых годов XIX века до начала XX века. via

То есть экспорт русских тяжеленных колоколов мы наблюдаем только со второй половины 19 века.

А как обстояло дело в самой Российской империи?

3. Отдельно стоящие мощные колокольни при храмах в Российской империи в подавляющем большинстве случаев построены в 19 веке.

Например, известный Симонов монастырь (остатки - у метро Автозаводская в г. Москве) преспокойно существовал без колокольни будто бы аж с 14 века. И вдруг, в 1839 году под руководством Константина Тона построили колокольню высотой около 100 метров:

  

  Где раньше размещались колокола этой колокольни? Или их вообще не было и под звонницей упоминалось место для звона в деревянные и металлические била? 

Знаменитая затопленная колокольня в Калязине высотой 74,5 м построена в 1800 году:

Колокольня Новоспасского монастыря в Москве высотой 78 метров построена будто бы в 1759—1785 гг. :

  Колокольня Александро-Невского кафедрального собора в Саратове построена в 1840-1842 гг:

В 1810-1832 гг. построена колокольня Воскресенского собора в Шуе (совр. Ивановская обл.) высотой 106 м via via:

В напрочь сожженной в 1812 году Вязьме Колокольня и трапезная Свято-Троицкого собора построены гораздо позже не затронутой войной Шуе - в 1847-1849 гг.:

В 1870 г. построена колокольня Софийского собора в Вологде высотой 78,5 м с колоколами 17-19 вв. via

Вот так торжественно пишут: "Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1770 гг., замыкает собой северную сторону соборной площади Троице-Сергиевой лавры. Высота её составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле." via Ага, ехидно добавим "и на два метра ниже, чем в деревне Авдотьино" via
 
Сообщают, что эту колокольню проектировал архитектор Иван Мичурин, да-да - тот самый фейковый персонаж, который Москву вырастил. Совсем не удивляюсь, что упомянутую выше колокольню знакового для Романовых Новоспасского монастыря тоже записали в 18 век.
Перечислять все колокольни 19 века никаких сил не хватит, поэтому идем дальше/возвращаемся к вопросу:
4. Почему в Российской империи отливались самые тяжелые в мире колокола?
У тяжелых колоколов крупнейшие недостатки:
- тяжелые колокола требуют возведения специальных сооружений, которые способны выдержать из вес;
- тяжелые колокола требуют другой, отличной от европейской, техники извлечения звука - качать не колокол, а язык;
- тяжелые колокола требуют огромного (в кубе) количества дорогостоящей бронзы.
 
   Отливка тяжелых колоколов обосновывается тем, что "их звук слышен далеко". Пардон, а кто там есть далеко от колокольни? Занюханные селяне в своих избушках? Нас пытаются уверить что именно для них весь этот огород городили с многотонными отливками колоколов из дорогостоящей бронзы, со строительством высоченных дорогущих колоколен! Только чтобы какой-то гхыр (по выражению bskamalov) насладился колокольным звоном не проспал работу или время уплаты дани в натуральной форме?
 
   По-моему, овчинка выделки не стоит. В той же Индонезии до сих пор применяются ритуальные/религиозные била/ксилофоны из бамбука и примерно в 17 часов, то есть за час до захода солнца, они по цепочке начинают долбить везде, обозначая что пора шабашить и двигаться ко сну, скоро (через час) резко стемнеет. Нет проблем поставить везде халдеев с деревянными билами-колотушками, которые по цепочке станут дублировать сигналы центрального офиса-храма по любому поводу.
 
А для самих работников религиозного фронта большие колокола - просто беда. Если близко поставить - оглохнуть можно. Высоко поставить - дорого. Но ведь ставили же. Почему?
 
Увы, вижу пока лишь одно всеобъясняющее объяснение откуда у Романовых-Ольденбургских образовалась в таком количестве лишняя бронза (см. "Фокусы войн 1812 года"), что даже потребовалось отливать нереально чудовищные колокола и затаскивать их с превеликими трудами на дорогущие и высоченные колокольни: это - оружейная и прочая бронза с захваченных территорий, которую надо было утилизовать и сплавить в такие мощные слитки, наличие и сохранность которых можно проверять ежедневно онлайн много раз.
 
P.S.  Еще раз: деревянное, византийского, греческого типа било изготавливали из клёна, ясеня, бука, явора, дающих особую красоту звучания.

 

Большое монастырское деревянное било-дуга ( XVI век) и било гражданское (мирское) XVIII век

"Бывало и металлическое било, которое в таком случае называлось клёпалом. Его делали в виде доски или коромысла, дуги, которая символизировала свод небесный и имела голос звучащего неба - грома небесного. Такое большое монастырское било представлено в музее. Каждый край била имеет свой звуковой оттенок. Помимо церковных бил употреблялись и гражданские.В музее имеется такое било в виде чугунной доски, разделённой надвое: с одной стороны изображены мирные орудия труда и поставлена надпись: “Время трудиться”; с другой стороны - военные атрибуты и надпись: “Время срамиться” (то есть выяснять отношения, спориться)"

Афонское било via звуки Афонского била скачать аудиофайл в MP3 269.5 Kb и било в Спасо-Елизаровом монастыре. Используется вместо колокола:

 

И этого била было вполне достаточно для религиозных нужд. Вопрос наивного китайского философа На Хуа: "Зачем тогда потребовались дорогостоящие колокола с колокольнями?"

комментировать в ЖЖ

См. также:

 

Категория: хроника | Добавил: igrek (05.07.2015)
Просмотров: 5949
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

  I.Grek © 2017
Конструктор сайтов - uCoz