ГлавнаяРегистрацияВход Arhi-Logos essays
Вторник, 26.09.2017, 01:15
Форма входа
Поиск по сайту

Меню сайта

Категории раздела
хроника
здоровье
обучение
финансы
технологии
история
разное
космос

Посетители

Статистика

Яndex, Openstat
Яндекс.Метрика

Календарь
«  Июнь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Поддержать автора
через Яндекс-деньги
через Visa или MasterCard

Главная » 2015 » Июнь » 6 » Как городишки богатеют и как живут Новгород и Псков?
21:40
Как городишки богатеют и как живут Новгород и Псков?

О Новгороде и Пскове любят писать значительно и где-то даже пафосно "торговый ганзейский город", "золотые пояса", "вечевой колокол", "независимая республика" и проч.

За счет чего был достигнут взлет этих городов? Все источники твердят что за счет заморской торговли им доставались драгоценные и прочие цветные металлы, оружие с порохом, сукно, немецкое пиво, мастеровые-специалисты и даже иногда хлеб при неурожае. А что гнали на экспорт "золотые пояса"? Весьма ценные товары того времени: меха, мед и воск, добываемые из дикой природы as is. Пчеловодством тогда никто не заморачивался, зверофермами тоже.

Возникает экологическо-сырьевой вопрос: через сколько десятков/сотен лет закончатся дикие пчелы с их диким воском и диким медом, а также дикие белки и прочая дикая пушнина? Чем будут потом торговать с заморскими купцами "золотые пояса", то есть за что будут и дальше получать от них статусные ништяки?

Файл:Haupthandelsroute Hanse.png

О Новгороде и Пскове приведу выдержку из  поста известного радикальными оценками историка Д. Галковского http://galkovsky.livejournal.com/92493.html

"Что касается собственно Ганзы, то я про неё писал. Это был эфемерный союз северогерманских городов, неимоверно раздутый немецкими националистами 19 века. Значение Ганзы региональное и торговые обороты не ахти. Во времена Ганзы всё решало Средиземноморье и север до Дании. За датскими проливами начиналась быстро осваиваемая «Америка». Городская колонизация Балтии естественно совпадала с общими законами полисной экспансии. Торговый город должен был находиться на морском побережье в устье судоходной реки. Это Данциг (Висла), Штеттен (Одер), если брать западнее - Гамбург (Эльба). Мог он располагаться на морском побережье рядом с бухтой или в устье реки несудоходной. Это Ревель, Копенгаген, Рига. Наконец город мог дислоцироваться в русле судоходной реки (Варшава, Бреслау). В последнем случае обязательно должен был быть более старый город в устье.

Что мы видим в случае Пскова и Новгорода? 

Псков находится на реке Великой. Река в транспортном отношении плохая, коммуникации по ней возможны только в сторону близлежащего Чудского озера. Озеро вполне судоходно, связывается с Балтийским морем через реку Нарову. Однако Нарова перегорожена порогами. С ВОДОПАДОМ. Всё. Собирайте манатки, берестяные грамоты, вешайте лапшу о «торговой республике» кому-нибудь другому. 

Теперь Новгород. Находится на реке Волхове. На Волхове масса порогов, урабатываемых в течение двухсот лет (со времён Петра I). Но даже если бы Волхов был судоходен, сначала возник бы торговый город в устье Невы, а уж потом, через Ладогу, на Волхове. Всё, губан арабский – сворачивай лавочку, собирай берестяные грамоты.

Таким образом, Псков и Новгород не могли быть торговыми городами. Это пограничные перевалочные пункты со сравнительно ничтожной торговлей. Численность таких городков или местечек от 400 до 5000 человек. Допускаю, что из-за особой конфигурации российских границ в 17 веке численность могла временно подняться до 10 и даже 15 тысяч, а потом столь же быстро сократиться (возникли НАСТОЯЩИЕ торговые города). Это ФАКТ. Шарлатан может колотиться лбом о глобус, но ничего не докажет. Если за Полярным кругом есть большой город Норильск, это не демографическая причуда, а железно обусловленное следствие. В первую очередь, обусловленное географическим фактором (уникальные месторождения плюс близость коммуникаций), во-вторых, политическим: экономическое освоение территории при помощи государственной каторги. Русские торговые города стоят там, где они должны стоять. Рядом с промышленным Норильском это Дудинка, на старом русском севере - Архангельск или Вологда, в позднее время - незамерзающий Мурманск.
" конец цитирования 

​бассейны рек Нарвы и Волхова

 

С одной стороны, соглашусь с Д. Галковским что ничего значительного там быть не могло просто исходя из размеров товароборота и производительности сельского хозяйства тех времен. С другой стороны, категорически не согласен с ним по тезису будто бы критической непроходимости водопадов и порогов. Заданный им вектор породил бурное обсуждение в комментариях полноводности рек, возможности перетащить судно и т.п.

Да что там таскать-то было? Восковые круги? Бочки с медом и пушниной? Сколько килограммов, тонн один-два раза в год? Гуано вопрос.

профиль реки Нарвы, перепад высот в районе порогов - 20 метров

Пороги обычно преодолевали по большой воде (половодью) один раз в год. Пороги существовали не только на Волхове и Нарове, но также на Неве, Вышневолоцкой водной системе (Мстинские и Боровичские), на Днепре, на Роне, да где их только не было. И ничего, справлялись.

Никто же не будет стонать что ему пришлось заставить местных жителей перетащить сотни килограммов золота на несколько километров? А ведь по рентабельности меха, мед и воск в те времена вполне соответствуют этому сравнению.

Возвращаясь к концовке поста Д. Галковского, задаем риторические вопросы: "Что будет с Норильском, если там будут исчерпаны все полезные запасы?", "Что будет с портом Дудинка, если он больше не нужен для снабжения Норильска?"

Аналогичные вопросы относятся также к Новгороду и Пскову. Классическое размещение значимых городов в устье рек - это вторичный признак. Главное - сырьевой/ресурсный, надо ответить на простой вопрос: "Что полезное для другого потребителя и в какое время сплавляли по этим рекам/они были интересны по другим причинам?"

водные пути Пскова и Новгорода

Напоминаю, что с основания Новгорода и Пскова, то есть с 9 века до 19-го прошла тысяча лет :)) Судя по сообщениям историков эту тысячу лет города жили в пульсирующем режиме "то потухнет,то погаснет". Какие версии?

Дополнение. Историки очень обтекаемо пишут о Новгороде и Пскове в 17 веке:

"Сохраняли значение крупных торговых центров Новгород и Псков. В Новгороде было несколько больших гостиных дворов, где совершались значительные торговые сделки. В десятках рядов и на нескольких торговых площадях шла бойкая розничная торговля. Существовало несколько иностранных гостиных дворов и контор. Новгородские купцы имели торговые связи со многими городами страны, поставляли на внутренние рынки различные иностранные товары: свинец, медь, железо, вина и ткани.

Псков оставался большим торговым городом, сохранявшим традиционные экономические связи с прибалтийскими городами, но значительно уступавшим по объему торгового оборота поморским городам, не говоря уже о Москве или Ярославле. Отличительным признаком псковской торговли являлся ее транзитный характер (См.: Чистякова Е. В. Псковский торг в середине XVII века. - ИЗ, т. 34, 1950, с. 214.). Внешнеторговые связи Пскова на протяжении века несколько раз меняли свое направление. Сначала особенно оживленными они были с Польско-Литовским государством, затем основной экспорт шел в Юрьев Ливонский, Ригу, Ругодив, Колывань, Ивангород и в меньшей степени - в Пернов, Копорье, Выборг, Любек.

Псковичи в посреднической торговле с зарубежными городами играли главную роль, за ними следовали по объему сделок ярославцы, москвичи, костромичи, нижегородцы, угличане. Многие из экспортных сделок оформлялись на гостиных дворах города. Не случайно именно в Пскове наиболее отчетливо проявились противоречия между русскими купцами и иностранными торговцами, а псковский воевода А. Л. Ордин-Нащокин выступил инициатором крупных торговых реформ, частично реализованных затем в "Новоторговом уставе" 1667 г." via 

Хоть бы на карту сначала посмотрели прежде чем писать "Отличительным признаком псковской торговли являлся ее транзитный характер", да и что являлось предметом торговли? 

комментировать в ЖЖ

См. также:

Ретроградная история пчеловодства

Великий Новгород: 1-й вопрос

Великий Новгород: 2-й вопрос

Те же Псков, Новгород и Петербург, но вид сбоку

Моделирование связей Новгород-Псков-Москва

Некоторые иностранцы о Новгороде 16-18 веков

Категория: история | Просмотров: 2659 | Добавил: igrek

  I.Grek © 2017
Конструктор сайтов - uCoz