ГлавнаяРегистрацияВход Arhi-Logos essays
Суббота, 19.08.2017, 10:33
Форма входа
Поиск по сайту

Меню сайта

Категории раздела
хроника
здоровье
обучение
финансы
технологии
история
разное
космос

Посетители

Статистика

Яndex, Openstat
Яндекс.Метрика

Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Поддержать автора
через Яндекс-деньги
через Visa или MasterCard

Главная » 2015 » Апрель » 2 » Вопрос о географической долготе Петербурга
01:31
Вопрос о географической долготе Петербурга

   Разумеется, проблема не в современных данных: координаты Санкт-Петербурга в градусах и минутах: широта: 59°56′ с.ш., долгота: 30°19′ в.д.

   Читаем: "...первый историк города А. И. Богданов, книга которого «Кратчайшее синопсическое описание, отчасти же топографическое изображение, показующее о построении преименитого, нового в свете, царствующего града Санкт-Петербурга» увидела свет лишь в 1799 году, хотя сам автор завершил работу над рукописью в 1751 году.

   Опубликовал работу А. И. Богданова историк и литератор В. Г. Рубан, значительно переработавший текст. Приведем некоторые сведения из«синопсического» описания А. И. Богданова.

   Царствующий сей град по географическому расположению стоит на меридиане под шестидесятым градусом долготы, под пятьдесят девятым градусом широты... via

   Широта указана правильно, что совсем не удивительно, она достаточно просто определяется, а вот долгота в два раза больше современной. Почему?

   Вариант "у него гранаты градусы не той системы"(©Белое солнце пустыни) не проходит - широта в градусах той самой системы.

   Вариант отсчета не от Гринвича? Допустимые в это время варианты нулевого меридиана от Парижа или даже Ферро не решают проблемы.

   Есть классический спасительный вариант "летописец ошибался", но по-моему сей пассаж отражает реальное состояние картографии в 1751 году, просто это свидетельство по чьей-то невнимательности не подчистили. Если исходить из официальной исторической картины, то Богданов мог заглянуть в будто бы изданный в 1745 году Атлас Россiйской и увидеть что Петербург находится примерно на 48 градусе восточной долготы, но уж никак на 60-м градусе.

   Свидетельство "первого летописца города" А.И. Богданова служит дополнительным доказательством подложности  Атласа Российского будто бы 1745 года, рассмотренного в статье Атлас Россiйской 1745 г. vs Britannica 1771 г.: "Сравните эту же карту будто бы 1745 года (для удобства сравнения в черно-белом варианте) с картами Европы из Британники первого издания 1771 года и Азии (вроде бы из третьего издания 1797 года): 

 

чудо-атлас будто бы 1745 года

детально рассмотреть карту из Атласа 1745 г. в высоком качестве

 

1771 карта Европы из энциклопедии Британика  1771 карта Азии из энциклопедии Британика

английские карты 1771 и 1797 года

   Итак, я скромно интересуюсь и кому же всё-таки лапшу на уши повесили?"

  На английской карте из самой первой английской энциклопедии 1771 года Петербург локализован примерно на 32 градусе восточной долготы по Гринвичу, что очень близко к современному значению и слишком далеко от указанного в 1751 году Богдановым 60-го градуса долготы. Большую ошибку определения долготы от Гринвича еще можно представить в те времена для Японии или других отдаленных мест, но как объяснить ее для сравнительно близкого от Британских островов Петербурга? 

  В книге География или краткого земнаго круга описание 1710 года на с.7 указывается долгота "Петербурга нового российского" - 54 градуса:

География или краткого земнаго круга описание с.7

  Итак, географическая долгота Петербурга указывается в 1710 году - 54 градуса, в 1745 - 48 градусов, в 1751 году - 60 градусов, в 1771 году - 32 градуса, сейчас - 30°19′ в. д.. Ничего не смущает?

   Посмотрим на британскую карту будто бы 1721 года, изданную Германом Моллом "по новейшим данным", на которой то место, где должен быть Петербург, имеет долготу около 48 градусов как и в пресловутом Атласе Россiйском будто бы 1745 года: 

Herman Moll A New Map of Eviaurope According to the Newest Observations 1721

   Поскольку на этой карте отсчет идет от меридиана Ферро, разница которого с применяемым сейчас отсчетом от Гринвича составляет около 17°40′ в. д., то надо признать что долгота указана слишком точно для начала 18 века: 48° - 17°40′ = 30°20′ при современном значении 30°19′.

   Надо отметить, что градусные меры по карте определялись на глазок, но даже если возьмем диапазон 47°- 49°, то все равно данные слишком точные для первой половины 18 века когда задача определения долготы стояла очень остро и знаменитый хронометр Гаррисона еще находился в стадии разработки. 

   Так что указанная Богдановым в 1751 году долгота Петербурга 60° более достоверна для тех времен. Если сделать максимальное допущение что долгота исчислялась от меридиана Ферро, то по Гринвичу получится долгота Петербурга 42°20′. К моменту издания Британники в 1771 году долготу уточнили до 32°, что достаточно близко к современному значению.

   Для точных астрономических наблюдений под Петербургом создали Пулковскую обсерваторию, которая начала работать с 1839 года, чья долгота на некоторое время стала нулевым меридианом для карт Российской империи.

 В 1843 и 1845 гг. были предприняты точнейшие хронометрические экспедиции по инициативе основателя Пулковской обсерватории и обсерватории в городе Альтоне. В течение лета 1843 г было совершено 16 морских переездов из Санкт-Петербурга в Альтону и обратно с 68 хронометрами. Это позволило определить долготу Пулкова относительно Альтоны с точностью до 0s,06. Через два года разности долгот между Пулковым, Москвой и Варшавой определялись по результатам восьмикратной перевозки в рессорном фургоне 40 хронометров.

   Таким образом, одним из признаков вероятной подделки "старинных" карт является слишком точное, нереальная для тех времен долгота объектов, которую мы в данном случае проследили на примере Петербурга. 

   Естественно, что вывод о подделке можно делать по совокупности исследованных признаков, в том числе по ориентации карт: Все старые карты Петербурга фальшивые?

См. также:

Конспирология географических карт

Дерек Хауз "Гринвичское время и открытие долготы"

Категория: история | Просмотров: 3302 | Добавил: igrek

  I.Grek © 2017
Конструктор сайтов - uCoz